Речь – это основное средство общения, фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.
Речь взрослого человека – это его визитная карточка.
Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.
Поэтому развитие речи является важной частью обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении.
Что делают учителя-дефектологи?
Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Учителем–дефектологом проводится коррекционная и профилактическая работа по предупреждению и исправлению речи детей.
Дети учатся красиво и правильно произносить звуки, выполняя интересные фонетические упражнения, играя со своим другом - язычком.
Главной целью коррекционного воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
· Развитие общей речевой активности;
· Развитие фонематического и речевого слуха;
· Развитие артикуляционной моторики;
· Коррекция звукопроизношения;
· Развитие грамматического строя речи;
· Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
· Накопление словарного запаса;
· Развитие связной речи;
· Формирование предпосылок к обучению грамоте;
· Профилактика нарушений чтения и письма.
В ходе коррекционной работы попутно решается ряд дополнительных задач:
· Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления);
· Совершенствование и развитие познавательной деятельности;
· Формирование элементарных учебных навыков.
Учитель-дефектолог несет главную нагрузку по обучению и формированию правильным произносительным навыкам. Но одних занятий с учителем-дефектологом недостаточно. Для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения ребенку необходима поддержка со стороны родителей. Родители помогают своим детям закреплять в повседневной разговорной речи правильно поставленные звуки.
Успех любых начинаний всецело зависит от целенаправленности и систематичности работы.
Уважаемые мамы и папы!
Прислушайтесь к речи своего ребёнка. Вас должно насторожить, если ребёнок:
♦ Очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
♦ Часто проявляет беспокойство, раскачивается из стороны в сторону;
♦ Имеет обильное слюнотечение;
♦ Не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку…);
♦ Не играет с другими детьми или не выражает свои мысли и желания словом;
♦ Говорит «ма» вместо «мама», «апи» вместо «смотри», «дека» вместо «девочка» и т.д. …;
♦ Не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя;
♦ В возрасте двух лет ваш малыш все ещё не начал говорить;
♦ Говорит, а между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер;
♦ Говорит «гнусаво», с носовым оттенком;
♦ Заикается (делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания);
♦ Утрачивает уже приобретенные навыки, произносит меньше слов, чем раньше, отказывается играть, замыкается в себе. (Причинами таких нарушений могут быть задержка развития, аутизм, нарушение обмена веществ).
Это является серьёзным поводом обратиться за консультацией и за помощью к специалисту – учителю-дефектологу.
1. Памятка "Эта полезная пальчиковая гимнастика"
2. Взаимосвязь родителей и учителя — дефектолога в преодолении речевых нарушений у детей
Задача учителя — дефектолога сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.
В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.
Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно понять, что одному учителю — дефектологу, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 — 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача учителя-дефектолога – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.
Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.