Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие речи ребенка

Дата: 16 ноября 2017 в 19:30

Речь – это основное средство общения, фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Поэтому развитие речи является важной частью обучения   и воспитания детей в дошкольном учреждении.

Что делают учителя-дефектологи?

Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Учителем–дефектологом проводится коррекционная   и   профилактическая работа по предупреждению и исправлению речи детей.

Дети учатся красиво и правильно произносить звуки, выполняя   интересные   фонетические упражнения, играя со своим другом - язычком.

Главной целью коррекционного воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

·           Развитие общей речевой активности;

·           Развитие фонематического и речевого слуха;

·           Развитие артикуляционной моторики;

·           Коррекция звукопроизношения;

·           Развитие грамматического строя речи;

·           Обучение навыкам словообразования и словоизменения;

·           Накопление словарного запаса;

·           Развитие связной речи;

·           Формирование предпосылок к обучению грамоте;

·           Профилактика нарушений чтения и письма.

   В ходе коррекционной работы попутно решается ряд дополнительных задач:

·           Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления);

·           Совершенствование и развитие познавательной деятельности;

·           Формирование элементарных учебных навыков.

Учитель-дефектолог несет главную нагрузку по обучению и формированию правильным произносительным навыкам. Но одних занятий с учителем-дефектологом недостаточно. Для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения ребенку необходима поддержка со стороны родителей. Родители помогают своим детям закреплять  в повседневной разговорной речи правильно поставленные звуки.

Успех любых начинаний всецело зависит от целенаправленности и систематичности работы.

Уважаемые мамы и папы!

Прислушайтесь к речи своего ребёнка. Вас должно насторожить, если ребёнок:

♦   Очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

♦   Часто проявляет беспокойство, раскачивается из стороны в сторону;

♦   Имеет обильное слюнотечение;

♦   Не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку…);

♦   Не играет с другими детьми или не выражает свои мысли и желания словом;

♦   Говорит «ма» вместо «мама», «апи» вместо «смотри», «дека» вместо «девочка» и т.д. …;

♦   Не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя;

♦   В возрасте двух лет ваш малыш все ещё не начал говорить;

♦   Говорит, а между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер;

♦   Говорит «гнусаво», с носовым оттенком;

♦   Заикается (делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания);

♦   Утрачивает уже приобретенные навыки, произносит меньше слов, чем раньше, отказывается играть, замыкается в себе. (Причинами таких нарушений могут быть задержка развития, аутизм, нарушение обмена веществ).

Это является серьёзным поводом обратиться за консультацией и за помощью к специалисту – учителю-дефектологу.


1. Памятка "Эта полезная пальчиковая гимнастика" 

2. Взаимосвязь родителей и учителя — дефектолога в преодолении речевых нарушений у детей

      Задача учителя — дефектолога сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

         В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

         Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

         Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно  понять, что одному учителю — дефектологу, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 — 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

         Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних  заданий.

         Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача учителя-дефектолога  – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

         Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

         Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе»,  произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

         На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.